В статье приводятся некоторые ориентиры, которые помогут больше понять родителю как процесс обучения выстроен и при желании улучшить его. Для того, чтобы провести оценку того, что можно улучшить в занятиях с ребенком в вашей семье, стоит ответить на вопросы.

1. Посмотрите на отношения, которые есть у Вас на данный момент с ребенком.

Что Вы знаете о его интересах? Предпочтительных способах обработки информации?
О том, что ему нравится в школе? А не нравится? В каком состоянии он находится на уроках? В каком состоянии находится ребенок, когда Вы совместно разбираете какой –то учебный вопрос? А Вас больше радует/злит/тревожит…такое совместное изучение?

Взволнованный родитель: Зачем эта лирика? Как это влияет на обучение?

Ответ специалиста: Мы привыкли обращать внимание прежде всего на результат (сколько материала освоил, что знает и что не знает в рамках программы…) и нередко упускаем самое важное – отношение. А отношения с ребенком и состояние, возникающее в процессе очень сильно влияют на обучение. Если Вы мало знаете о ребенке и мало можете влиять на свои реакции, которые возникают у Вас в процессе совместного обучения, Вам гораздо сложнее подобрать подходящие способы воздействия. И самый простой путь здесь полностью поручить развитие ребенка школе, что может нести за собой ряд нежелательных последствий.

2. Заметьте, как воспринимает себя ребенок в роли ученика.
Как способного? Активного? Любознательного? Умеющего справляться с неудачами?
Или как несообразительного, ленивого…?
Какие есть сильные стороны у вашего ребенка в учебной деятельности?

И тут может прозвучать обреченный голос родителя: Ну что же сделать, если он сразу же сдается и опускает руки, или если он лентяй и ему ничего не интересно…

Иногда печально увидеть то, чему вольно или невольно помогал формироваться годами. И если в начале этого пути у родителя были еще надежды, какие-то силы справляться с неудачами, ошибками, то через какое-то время непополняемый ресурс закончился…И тогда проще уже сказать: «я тут ни при чем…это он такой…»

Что же это за ресурс?!

Тот же ресурс, который позволяет Вам самим интересно и творчески жить. Есть много имен и граней у него: креативность, вдохновение, любознательность, вера в себя, когда сделал все ошибки, которые мог и после этого все же интересное решение находится…

Здесь пригодится все, что Вы применяете по отношению к себе, своей жизни, собственному познанию. Как только ваш внутренний ученик начинает задыхаться под грузом внешних требований и начинает бояться ошибки, стоит бить тревогу.

Формирование представлений о себе как об ученике довольно длительный процесс. И если вера в себя была утрачена, то на восстановление ее, видение своих сильных сторон может уйти много времени

3. Насколько ребенок умеет организовываться?

Когда он садится за выполнение уроков это больше похоже на экстренное торможение поезда или позу полудохлой лошади? Или это происходит легко, без драматизма в голосе и позе? А как он вспоминает про уроки? Слыша грозное: «Не пойдешь гулять!», «Никаких фильмов!» или «А ты уже сделал….?» Или может быть ребенок вспоминает об этом сам и просит помочь, если не справляется с чем-то?
Из всех этих вариантов можно вычленить более конструктивные и менее. Есть родитель играет роль погонщика, надзирателя, контролера, будильника и т.д. – это все менее конструктивные сценарии. Если же включается только тогда, когда ребенок просит о помощи – более конструктивные.

Итак, перечислю те вещи, которые более всего влияют на способность ребенка к обучению:
1. Отношение ребенка с учителем, родителем, который помогает в обучении
2. Отношения ребенка к предмету, интерес
3. Восприятие ребенком своих способностей, каким он себя учеником видит
4. Умение ребенка самоорганизовываться

Обращая внимание на эти моменты, со временем можно получить результаты. Это длительный, непростой, но интересный путь.
Пренебрегая же этими вещами, во имя быстрых результатов, мы можем невольно прибегнуть к использованию насилия и закреплению непродуктивных установок на обучение у ребенка, таких как: «я должен учиться, но это абсолютно неинтересно», «необходимо избегать ошибок любой ценой», «нужно ухитриться показать результат во что бы то ни стало (например, списать)» или крайняя: «учеба – это не для меня»

Задайте вопрос или запишитесь прямо сейчас