Селфхарм или самоповреждающее поведение у подростков
Данный феномен в настоящее время распространен среди подростков и проявляется в разных формах. Начиная от легких порезов на коже и обширного пирсинга до серьезных форм отказа от пищи или сна, нанесения колотых ран или ожогов.
Рассмотрим, что лежит за этим феноменом. И как быть родителям, обнаружившим какие-либо проявления такого поведения у своего ребёнка.
Самоповреждения – это симптом. Который одновременно указывает на эмоциональные страдания взрослеющего человека и желание найти выход. Культурное поле подкидывает идею о том, что возможен такой способ действия. Другие варианты могут казаться подростку ненадежными или недоступными: страх что родители не увидят или не поймут переживания, или окажутся бессильными в том, чтобы помочь с ними справиться. А сложности во взаимодействии со сверстниками, могут быть основным источником дискомфорта, из которого подросток далеко не всегда знает, как выбраться самостоятельно.
В терапии подростки говорят о некоторых вещах, которые предшествуют или связанны с селф-хармом:
Обычно мысль и желание сделать это возникает в моменты сильного напряжения. Само действие на время облегчает эмоциональные страдания. Иногда это является попыткой сохранить контроль или стремлением выйти из состояния оцепенения.
В момент совершения этого действия, боль как таковая не ощущается.
Шрамы, которые остаются от этого действия еще какое-то время болят и напоминают о том, что пережито что-то сложное. Шрам связан с той болью и ситуацией, через которую подросток прошёл. Они могут означать: «я помню об этой боли и своих переживаниях», «никто не сможет обесценить мою боль, она реальна»…
Становится видно, что если родитель начинает борьбу с симптомом, не учитывая его смысл, симптом может оказаться устойчивым. Так как причина не в самом симптоме, а в тех переживаниях, которые возникли у подростка и в сложности выдерживать высокую степень напряжения.
Если Вы как родитель столкнулись с таким способом действия у вашего ребенка, стоит помнить о том, что неправильное поведение может усиливать симптом или осложнять возможность ребенку справляться с ситуацией. Примеры такого поведение: запрещать совершать это, подключая силу, излишне контролировать, игнорировать или считать, что этот способ является лишь демонстративным актом.
Этот симптом совмещает в себе действительную боль, которую подросток испытывает и попытку найти выход в сложной ситуации.
Как и с любыми симптомами, первостепенной задачей является не запрет на совершение чего-то, а возможность добавить дополнительные способы справляться с трудностями.
В брошюре, составленой Mental health charity, даны общие рекомендации, как можно себя вести родителю:
· Постарайтесь не осуждать
· Дайте знать, что вы рядом
· Помните, что человек гораздо больше, чем его проблема
· Постарайтесь проявить сочувствие и понимание причин этих действий
· Позвольте ребенку самому принимать решения
· Предложите помощь и поддержку
· Напомните ребенку о его сильных сторонах и тех вещах, которые у него хорошо получаются
· Попробуйте говорить открыто и взять на себя ответственность за свои страхи
Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел новые способы справляться с напряжением в стрессовых ситуациях, можно обратиться за психологической помощью.
Автор: Екатерина Анкина
Рассмотрим, что лежит за этим феноменом. И как быть родителям, обнаружившим какие-либо проявления такого поведения у своего ребёнка.
Самоповреждения – это симптом. Который одновременно указывает на эмоциональные страдания взрослеющего человека и желание найти выход. Культурное поле подкидывает идею о том, что возможен такой способ действия. Другие варианты могут казаться подростку ненадежными или недоступными: страх что родители не увидят или не поймут переживания, или окажутся бессильными в том, чтобы помочь с ними справиться. А сложности во взаимодействии со сверстниками, могут быть основным источником дискомфорта, из которого подросток далеко не всегда знает, как выбраться самостоятельно.
В терапии подростки говорят о некоторых вещах, которые предшествуют или связанны с селф-хармом:
Обычно мысль и желание сделать это возникает в моменты сильного напряжения. Само действие на время облегчает эмоциональные страдания. Иногда это является попыткой сохранить контроль или стремлением выйти из состояния оцепенения.
В момент совершения этого действия, боль как таковая не ощущается.
Шрамы, которые остаются от этого действия еще какое-то время болят и напоминают о том, что пережито что-то сложное. Шрам связан с той болью и ситуацией, через которую подросток прошёл. Они могут означать: «я помню об этой боли и своих переживаниях», «никто не сможет обесценить мою боль, она реальна»…
Становится видно, что если родитель начинает борьбу с симптомом, не учитывая его смысл, симптом может оказаться устойчивым. Так как причина не в самом симптоме, а в тех переживаниях, которые возникли у подростка и в сложности выдерживать высокую степень напряжения.
Если Вы как родитель столкнулись с таким способом действия у вашего ребенка, стоит помнить о том, что неправильное поведение может усиливать симптом или осложнять возможность ребенку справляться с ситуацией. Примеры такого поведение: запрещать совершать это, подключая силу, излишне контролировать, игнорировать или считать, что этот способ является лишь демонстративным актом.
Этот симптом совмещает в себе действительную боль, которую подросток испытывает и попытку найти выход в сложной ситуации.
Как и с любыми симптомами, первостепенной задачей является не запрет на совершение чего-то, а возможность добавить дополнительные способы справляться с трудностями.
В брошюре, составленой Mental health charity, даны общие рекомендации, как можно себя вести родителю:
· Постарайтесь не осуждать
· Дайте знать, что вы рядом
· Помните, что человек гораздо больше, чем его проблема
· Постарайтесь проявить сочувствие и понимание причин этих действий
· Позвольте ребенку самому принимать решения
· Предложите помощь и поддержку
· Напомните ребенку о его сильных сторонах и тех вещах, которые у него хорошо получаются
· Попробуйте говорить открыто и взять на себя ответственность за свои страхи
Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел новые способы справляться с напряжением в стрессовых ситуациях, можно обратиться за психологической помощью.
Автор: Екатерина Анкина