Некоторые подростки часто выражают гнев. Кажется, что подросток находится на самом острие иглы и не может выносить ситуацию или воздействие других на себя. Для кого-то гнев является запрещенным чувством и его возникновение сопровождается страхом и стыдом, поэтому подросток пытается сдержать или направить его на себя.
Родителей часто заботят вопросы: это нормально, что ребенок вспыльчивый? Он не сможет причинить вред себе или окружающим в состоянии злости? Не впадет ли в неконтролируемое состояние?
Давайте разберемся – является ли агрессия нормой и как можно обозначить ее пределы.

  Под агрессией часто понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Ф. Аллан (Allan F., 1964) описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
С точки зрения психоаналитического подхода, есть две  силы, благодаря которым происходит развитие человека – агрессия и либидо (сила любви). Агрессия отталкивает от объекта (других людей, ситуации, идеи), а либидо, наоборот приближает. Чтобы выстроить границы, стать самостоятельным, преодолеть трудности – нужна сила агрессии. Чтобы наладить отношения и выстроить связи с другими людьми – сила любви.

  Подростки находятся а переходном состоянии – у них появляются новые потребности. Такие как потребность выделяться, ощутить независимость, самостоятельность, получить признание сверстников. Без агрессии эти потребности невозможно реализовать. Чтобы устойчиво встать на ноги, надо оттолкнуться. Как правило, те с кем подростки могут выразить и проявить злость – это близкие. Доброкачественная агрессия также нужна для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций.

  К деструктивным формам агрессии можно отнести: мстительность, хроническую ненависть, поджоги, повреждение имущества, совершение актов насилия по отношению к окружающим, вступление в организации или секты, имеющие антисоциальную направленность. Нередко, эти способы не имеют отношения к прямому проявлениям агрессии. Чаще всего они являются попытками избежать проявление истинных чувств.

  Агрессия различается по степени интенсивности:
·       Раздражение – вспышки недовольства могут быть частыми, но кратковременными. Выражаются в резких суждениях, придирчивости.
Раздражающийся подросток – это не редкость. Когда не складывается так как хочется, ситуации выходят из-под контроля, не получается справиться со своими эмоциями. Раздражение может  возникать,  когда  расходятся представления между тем как должно быть и тем, что в реальности происходит. Раздражение может возникнут в ответ на любой стимул, просто потому что в подростковый период гормональный фон очень нестабилен. Раздражение – это фон, с которым подросток может жить длительный период времени.
·       Злость – чувство сильного раздражения или враждебности, направленное на ситуацию или человека. Может проявляться  через словесное выражение или через движения.
Ярость/гнев – наиболее интенсивное проявление агрессии. Когда человек очень негативно оценивает ситуацию  или действия другого человека.

Злость и гнев – это чувства, за которыми часто  стоит множество других переживаний, о которых подросток не имеет возможности говорить или  как-то их выразить. И иногда проще отреагировать эмоциональную энергию через использование протеста, бунта, через сарказм.
Выражаемая злость и гнев часто является криком подростка о помощи, защитной реакцией на происходящее вокруг. Часто она вырастает из ощущения небезопасности. Бывает компенсацией боли или обиды. Нередко подросток приносит эту боль домой и направляет злость на менее угрожающих людей. Например, младшего брата или бабушку.

  Помните, что раздражительность и злость подростка часто направлена не на то, чтобы Вас доставать. Это является важным сигналом о том, что с ним происходит. И это могут быть как нормальные процессы взросления, гормональной и личностной перестройки, так и сигнал о том, что ребенок попал в неблагоприятную ситуацию, с которой не может справиться самостоятельно.

В каких случаях подростку требуется психологическая помощь:
1.       Случаются частые неконтролируемые вспышки гнева
2.       Подросток подавляет эмоции и выглядит обессиленным, мало включен в происходящее
3.       Подросток находится в неблагоприятной среде, где по отношению к нему применяют насилие. Это может быть буллинг в классе или грубое обращение дома.
4.       Подросток попал в неблагополучную компанию и проявляет антисоциальное поведение.

При работе психолог первым делом проведет диагностику. Для того, чтобы определить, чем вызваны такие реакции подростка и исключить причины неврологического характера.
Работа с агрессией состоит из нескольких этапов: поиск приемлемых способов выражения гнева, и затем уже обсуждение собственной проблемы гнева (что заставляет гневаться, как это обнаруживает подросток и как себя ведет), нахождение способов саморегуляции, которые подросток может использовать в жизни. При необходимости, к работе подключаются родители.

Автор: Екатерина Анкина

Задайте вопрос или запишитесь прямо сейчас